RPA-революция: роботы берут банки

Главная >> Новости >> RPA-революция: роботы берут банки
RPA-революция: роботы берут банки

RPA-решения (инструменты роботизации бизнес-процессов) становятся одной из главных точек роста в практике банков и финансовых учреждений.

Опрос 80 руководителей банков в Северной Америке, проведенный Accenture, показал наличие высокого спроса на автоматизацию ряда операций с помощью робототехники (RPA). Так, 16% опрошенных руководителей банков используют RPA, а 63% планируют использовать технологию в течение следующего года или тестируют ее.

Это дает банкам уникальную возможность ускорить использование современных методов автоматизации. В целом RPA в банках может сократить время выполнения ряда задач на 90% и снизить затраты такого рода на 80%.

Первые победы революции

Как работает роботизация в банках?

Прежде всего, это решение целого спектра рутинных задач. Роботизируются базовые бизнес-процессы — начисление зарплаты, выдача кредитов, уведомления пользователей, выгрузка ЕГРН. Также RPA применяется для составления отчетности по МСФО. Роботы выполняют работу юристов по контролю изменений в договорах, напоминают о просрочках платежей.

Интегрируется с RPA направление управления рисками — во многом благодаря способности роботов точно отслеживать процедурные нарушения, а также анализировать взаимосвязи между выполненными операциями.

Отлично роботизируются HR-задачи в части формирования справок, информирования сотрудников, ответов на стандартные запросы.

Крайне высокую эффективность RPA демонстрирует в кол-центрах — скорость обработки запросов повышается на 30%. Также роботы берут на себя сверку документов с партнерами в ОЦО (общий центр обслуживания), сбор информации о цифровом следе покупателей на сайтах интернет-магазинов для оптимизации customer journey.

Почему роботизация важна для банков?

Уменьшение рутины. Во многих банках рутинные бизнес-процессы в списке обязанностей сотрудников мешают выполнению творческих, сложных задач, потенциально — более прибыльных для организации. За счет RPA-решений освобождается время работников для более важных процессов. Что в целом высвобождает ресурсный потенциал (компетенции, время) и позволяет сконцентрироваться на деятельности с более высокой добавленной стоимостью.

Сокращение объема доработанных задач. Роботы не ошибаются, уровень качества выполнения ими задачи существенно выше, чем у человека. Влияние так называемого человеческого фактора снижается. Результат — оптимизация бизнес-процессов, которая помогает банку сократить время на перепроверку работы линейного персонала и переделывание некачественно выполненной работы.

Ускорение внедрения инноваций и сроков выхода на рынок. В совокупности эти факторы позволяют значительно повысить способность банков оперативно получать желаемые бизнес-результаты — ускорять разработку новых продуктов, повышать качество их тестирования и скорость вывода рабочих решений на рынок.

RPA-процесс

Процесс создания RPA-решения состоит из следующих стадий:

  1. Формирование и подтверждение гипотез об эффективности конечного решения на базе технологии. Этот этап включает в себя выбор бизнес-процессов в банке, которые подлежат пилотной роботизации, определение платформы/стэка технологий для развертывания решения, оценку возможного эффекта от реализации пилотного и финального вариантов решения. Обычно эти задачи занимают 3—4 недели.
  2. Создание RPA-решения. Выполняется проектирование робота для выполнения бизнес-процесса. Происходит определение правил работы алгоритма роботизации, а также настройка и тестирование робота. Эти работы также занимают до четырех недель.
  3. Запуск пилота и оценка перспектив его применения на практике. Еще четыре недели.

В России сегодня финансовые компании стараются реализовать RPA-пилот с подрядчиком, обучиться работе с ним и открыть свой центр экспертизы (Centre of expertise, CoE), работающий на принципах самоокупаемости. Размер типичного CoE на данный момент — четыре человека: руководитель, архитектор, разработчик, аналитик.

Стандартные ошибки в реализации RPA-проектов, которых следует избегать: стремление автоматизировать все бизнес-процессы компании единовременно и задействование в RPA-проекте исключительно сотрудников IT-подразделения. Бизнес-подразделения участвуют в проектах в обязательном порядке. Только они владеют знаниями о том, что именно и каким способом нужно улучшить с помощью RPA.

Рынок в рост. Рынок роботизаторов сегодня насчитывает порядка 15 крупных компаний. В целом RPA в финансах развивается быстрыми темпами — существующие игроки расширяют свои предложения услуг, новыe игроки выходят на рынок.

Соответственно, стоимость услуг по реализации RPA-проектов падает. За последний год она уменьшилась в среднем в два раза.

В перспективе развитие направления ускорит роботизацию сложныx бизнес-процессoв с помощью технологий, обладающих адаптивностью, интерактивностью, способностью понимать контекст ситуации и, самое главное, умеющих применять знания о нюансах работы, заложенные в них на этапе предварительного обучения.

В отношении банков это поможет создавать проактивные системы рекомендации продуктов и обработки запросов с использованием Natural Language Processing, а также продвинутые когнитивные системы для предоставления услуг по управлению капиталом премиум-клиентов (инвестиционные рекомендации, ребалансировка портфеля, консультирование).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10920877