Роботы против пандемии: пять примеров своевременного внедрения RPA

Роботы против пандемии: пять примеров своевременного внедрения RPA

Александр Садыков, руководитель направления RPA (Robotic Process Automation) ИТ-компании «Инфосистемы Джет», с помощью конкретных кейсов рассказал о том, как роботизация помогает бизнесу в России

В нынешних условиях пандемии умное внедрение RPA может стать одним из факторов успеха компании. Ретейл, банки и компании других отраслей столкнулись с увеличением нагрузки на сервисы, а наращивание штата сейчас очень затруднительно.

Экономический эффект от интеграции решений по роботизации измеряется в конкретных суммах прибыли или сокращении человеко-часов, необходимых на выполнение рутинных операций. А в ситуации, когда сотрудники не могут выполнять свои обязанности в связи с карантином и рабочие процессы останавливаются, программные роботы могут стать настоящей панацеей.

Сначала обратимся к данным статистики, а потом рассмотрим пять интересных случаев, когда роботизация помогла бизнесу ускорить процессы или сохранить деньги.

Перспективы RPA в цифрах

В опросе, который провела компания EY, более 40% респондентов сказали, что они прямо сейчас активно вкладывают средства в роботизацию и автоматизацию своего бизнеса, потому что «готовятся к посткризисному миру». Вирус COVID-19 серьезно ускорил цифровизацию всех отраслей, но многие элементы роботизации можно было внедрить до пандемии.

Еще несколько лет назад под роботизацией понимали исключительно замену рутинного труда. Сейчас она представляет собой вполне привычную практику. Например, в сфере подбора персонала бумажные резюме, записи в Excel-таблицах и ручной поиск на массовые вакансии в большинстве своем ушли в прошлое, теперь рекрутеры работают с умными системами. Полностью автоматизировать HR-процессы смогли, по данным исследования Coleman Services, уже 4% как зарубежных, так и российских компаний.

На Западе прямо сейчас более 80% компаний активно занимаются роботизацией и автоматизацией процессов. В России RPA-технологии внедряют в первую очередь банки и крупные предприятия, но постепенно к ним подключается средний и малый бизнес. Согласно совместному исследованию департамента информационных технологий города Москвы и платформы ICT.Moscow конца 2019 года, 94% российских компаний планируют продолжать внедрять роботизацию в бизнес-процессы ближайшие два года, а 81% из них окупили свои затраты. Последние несколько лет этот рынок ежегодно растет на 30–50%.

Судя по этим цифрам, роботизацию ждет большое будущее во всем мире. Теперь перейдем к показательным кейсам применения RPA в России.

Кейсы

Сбербанк: суммарный эффект в 2,8 млн робо-часов

За последние несколько лет Сбербанк автоматизировал 103 процесса и получил 2,8 млн робо-часов трудозатрат эффекта благодаря собственной RPA-платформе, на основе которой банк создает программных роботов для выполнения рутинной работы. По оценкам Сбербанка, это позволило им избежать найма 930 человек. Вот несколько примеров того, что умеет платформа.

В розничном бизнесе 100% решений по заявкам на кредитные карты принимаются онлайн без участия андеррайтеров — специалистов, оценивающих риски. Голосовой робот пролонгирует по телефону страхование ипотечной недвижимости, а 40% вопросов клиентов автоматически решает чат-бот. В корпоративном бизнесе Сбербанка роботы формируют и регистрируют договоры, принимают решения по выдаче банковских гарантий. В годовом отчете банка говорится, что применение технологий AI и RPA «снижает операционные риски и оптимизирует ежедневные рутинные процедуры».

«Билайн»: экономия 50 млн руб.

Раньше корректность кассовых документов и операций во всех 3,3 тыс. офисах продаж «Билайн» проверял 101 сотрудник бухгалтерии общего центра обслуживания. Компания внедрила робота, который взял на себя эти задачи. Теперь RobBee проверяет поступление денег из салонов в банк, выявляет недостачи, проверяет поступления платежей по банковским картам, находит ошибки, сверяет данные для налоговой инспекции.

Общий центр обслуживания смог отказаться от визуальной проверки более 90% кассовых документов, снизить трудоемкость процесса в четыре раза и повысить скорость выполнения операций на 30%. В два раза увеличился объем выполняемых действий без найма дополнительных сотрудников. По итогам 2019 года RobBee помог оператору сэкономить более 50 млн рублей.

Энергетика: увеличение скорости платежных операций в десять раз

Недавно был завершен пилотный проект по внедрению роботизированного решения для проведения платежей в российской компании сферы электроэнергетики и теплоснабжения. Там сотрудники анализируют данные о платежах на всех листах в Excel-файлах и осуществляют проводку платежа с помощью SAP ERP вручную. Процесс для каждой транзакции состоит из шести однообразных этапов, и на их выполнение раньше сотрудник тратил пять–десять минут. Это механическая работа: «скопируй — вставь» с неизбежными ошибками.

Роботизированное решение справилось с выполнением одного платежа за одну минуту, исключив при этом риск случайной ошибки. Робот быстро и безошибочно выполняет повторяющиеся операции и избавляет сотрудников от необходимости проводить каждый платеж вручную. Причем экспериментальный макет имеет потенциал увеличения эффективности: с помощью специального решения Orchestrator процесс проводки можно запустить параллельно на нескольких удаленных машинах. И тогда тысячу операций, на которые у сотрудника уходит 21 день, пять роботов сделают за 3,3 часа.

ВТБ: ускорение выполнения ручных операций в восемь раз

Еще один кейс — использование RPA при переводе ИТ-систем ВТБ в новое частное облако. В банке внедрено решение, которое создает заявку на выдачу ИТ-ресурсов, автоматически определяет и фиксирует требования к ним и отслеживает весь процесс корректного формирования и исполнения заявки.

С помощью такой автоматизации ВТБ существенно оптимизировал рутинный труд и исключил влияние человеческого фактора, а также ускорил выполнение ручных операций примерно в восемь раз — с 1,25 тыс. человеко-часов до 160 машино-часов.

«Инфосистемы Джет»: ускорение выполнения ручных операций в десять раз

HR-департамент попросил помочь высчитать спрос и предложение по таким специалистам, как разработчик, тестировщик и менеджер проектов в Москве, Рязани, Казани и Владивостоке. При этом нужно было дополнительно вычислить среднюю зарплату таких специалистов в каждой локации.

Для этого был создан робот, который с помощью собственных данных компании и информации с сайта HeadHunter автоматически формировал в Excel файлы, содержащие все необходимое, и отправлял на почту HR-сотрудникам. По нашим подсчетам, он справился с этой задачей в десять раз быстрее, чем человек. Создание робота заняло девять дней.

Вывод: внедряйте RPA, но не торопитесь

Роботы уже применяются в самых разных областях: вы пишете в службу поддержки магазина, звоните в кол-центр или даже подаете запрос на кредитную карту — скорее всего, первый контакт будет с хорошо обученным роботом. Изучив рынок внедренных RPA-решений, я могу сказать, что их применение не зависит от отрасли, эта технология работает и приносит пользу в любом сегменте рынка. Монотонных операций достаточно во всех сферах.

С точки зрения бизнеса внедрение роботизации возможно после того, как пользу от подобных сервисов осознают на уровне высших руководящих позиций. Только у топ-менеджеров есть все необходимые механизмы для принятия соответствующих решений. Именно руководство компании должно определить, какие функции сотрудников уже сейчас можно отдать роботам. Если вы понимаете, что в вашей организации будет использоваться роботизация, не стоит экономить на создании центра компетенции RPA. Кроме того, нужно растить собственных специалистов.

Скорее всего, после пилотного внедрения RPA-решения вы заметите впечатляющий эффект, но в таких случаях я рекомендую оставаться осторожными. Самая маленькая ошибка, закравшаяся в программу робота, может привести к неприятным последствиям. Поэтому необходимо внимательно относиться к массовому тиражированию RPA на все бизнес-процессы предприятия и привлекать к внедрениям опытных профессионалов. Как и в случае других нововведений, вы должны сначала научиться управлять процессом внедрения, чтобы получить максимально эффективные результаты.

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5ec6706e9a7947b85450737c